Издательство СГА, журналы, научная литература
Учредитель: Современная гуманитарная академия
ИЗДАТЕЛЬСТВО СГУ

RUS | ENG

Дистанционное и виртуальное обучение

№ 08 • 2016

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

А.Н. АФАНАСЬЕВ
Афанасьев Александр Николаевич ~ доктор технических наук, профессор, первый проректор, проректор по дистанционному и дополнительному образованию Ульяновского государственного технического университета, ~ a.afanasev@ulstu.ru
Н.Н. БЕЛУХИНА
Белухина Наталья Николаевна ~ кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, ~ bgk73@mail.ru
Д.С. КАНЕВ
Канев Дмитрий Сергеевич ~ аспирант Ульяновского государственного технического университета, ~ dima.kanev@gmail.com

Интеллектуальные среды обучения в открытом образовании


Страницы / Pages: 4-14

Аннотация / Annotation:
В статье рассматриваются вопросы организации и разработки интеллектуальных сред обучения для систем открытого образования. Проводится анализ интеллектуальных компьютерных систем обучения, описывается исследование и внедрение сложных компьютерных обучающих систем в практику.


Ключевые слова / Keywords:
образовательная среда, интеллектуальные системы обучения, экспертно-обучающие системы, адаптивные обучающие системы, метод генерации динамической траектории обучения, модель виртуального тренажера.


Список литературы:
1. Brusilovsky P. Adaptive Educational Systems on the World-Wide-Web : A Review of Available Technologies // Proceedings of Workshop «WWW-Based Tutoring» at the 4th International Conference on Intelligent Tutoring Systems (ITS’98). – San Antonio, 1998. 

2. Войт Н.Н. Разработка моделей режимов работы электронно-измерительных приборов в компьютерных тренажерных средах // Информатика, моделирование, автоматизация проектирования: Сборник научных трудов VI Всероссийской школы-семинара аспирантов, студентов и молодых ученых (ИМАП-2014). М., 2014. 

3. Монахова Г.А., Монахов Н.В. Инструментальное сопровождение электронного обучения // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 3 (105). 

4. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 

5. Разнообразные среды обучения [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://yandex.ru/clck/jsredir?from.

6. Шубович В.Г. Технические средства обучения в современном профессиональном образовании // Информационные технологии в образовании: Материалы Международной научно-практической конференции / Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. Ульяновск, 2011. 

7. Ярушкина Н.Г., Афанасьева Т. В. , Перфильева И.Г. Интеллектуальный анализ временных рядов: Учеб. пособие. Ульяновск, 2010. 

ВИРТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В.А. КУКЛЕВ
Куклев Валерий Александрович ~ доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Безопасность жизнедеятельности и промышленная экология» Ульяновского государственного технического университета, ~ v_kuklev@rambler.ru,
В.В. САВИНЫХ
Савиных Владимир Витальевич ~ кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры «Безопасность жизнедеятельности и промышленная экология» Ульяновского государственного технического университета, ~ v-savinyh@yandex.ru
Э.Б. ГЕРАСИМОВА
Герасимова Эльвина Баходировна ~ аспирант Ульяновского государственного технического университета, ~ xxx775@list.ru
Т.М. ЕГОРОВА
Егорова Тамара Михайловна ~ начальник методического отдела института дистанционного и дополнительного образования Ульяновского государственного технического университета, ~ egorovatm@ido.ulstu.ru

Виртуальная учебная фирма в электронном обучении бакалавров по техносферной безопасности


Страницы / Pages: 15-24

Аннотация / Annotation:
В статье охарактеризована инновация в виде виртуальной учебной фирмы применительно к профессиональной деятельности инженера-эколога; представлена структура информационно-образовательной среды вуза, направленной на использование преимуществ электронного обучения; охарактеризованы особенности электронного обучения бакалавров по техносферной безопасности с учетом требований профессионального стандарта; на примере общепрофессиональной компетенции показан механизм ее формирования и оценки; обобщены подходы к педагогической инновации в виде учебных фирм; охарактеризована виртуальная учебная фирма по внедрению информационных технологий применительно к профессиональной деятельности инженера-эколога.


Ключевые слова / Keywords:
виртуальная учебная фирма, инновации, экологическая деятельность.


Список литературы:
1. Проект федерального государственного образовательного стандарта ФГОС 3+ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://kpfu.ru/do/normativnoe-obespechenie/ obrazovatelnye-standarty/proekty-fgos-3.

2. Профессиональный стандарт специалиста по экологической безопасности (в промышленности) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://uup.samgtu.ru/ sites/uup.samgtu.ru/files/ekologicheskaya_bezopasnost_v_promyshlennosti_do_mag.pdf.

3. Ломакина Т.Ю., Коржуев А.В., Сергеева М.Г. Поисково-творческое самообразование преподавателя профессиональной школы: Монография. М.: Academia, 2011. 

4. Сергеева М.Г. Педагогическая технология «Учебная фирма» и ее роль в профессиональном становлении учащихся // Образовательные технологии. 2013. № 2. 

5. Europen-pen International. Practice enterprises network [Electronic resource] // Access mode : http://www.penworldwide.org.

6. Учебные фирмы. Инновационный образовательный проект [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://demo.cotfor.ru/index/page/id/1/section/1.

7. Инновации в профессиональном образовании и обучении. Образовательная технология «Учебная фирма»: пособие для преподавателей / Под ред. А.В. Завгородней, Г.В. Борисовой, С.В. Архангельской. СПб.: Изд-во ООО «Полиграф-С», 2004. 

8. Бутко Н.Ю. Учебная фирма как инновационная форма организации практики студентов педагогического колледжа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. Вып. 69. 

О.Е. ДАНИЛОВ
Данилов Олег Евгеньевич ~ кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой информатики, теории и методики обучения информатике Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко, ~ dandare@list.ru

Эргономика обучающих человеко-машинных систем


Страницы / Pages: 25-31

Аннотация / Annotation:
В статье приведены понятия когнитивной, организационной и физической эргономики. Рассматриваются человеко-машинные системы, предназначенные для автоматизации процесса обучения. В таких системах обучающийся выступает в роли оператора системы, а в качестве технического устройства выступает компьютер, аппаратная и программная части которого выполняют роль обучающих элементов системы. Приводятся термины, определяющие назначение частей обучающих человеко-машинных систем.


Ключевые слова / Keywords:
компьютер, обучающийся, обучающая система, оператор, система «человек-машина», техническое устройство, человеко-машинная система, эргономика.


Список литературы:
1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 5-е изд., стер. М.: ИЦ «Академия», 2008. 

2. Смирнов А.В. Методика применения информационных технологий в обучении физике: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: ИЦ «Академия», 2008. 

3. ГОСТ 26387-84: Система «человек-машина». Термины и определения: Межгосударственный стандарт. М.: Стандартинформ, 2008. 

4. Покровский А.К., Ивахненко А.М., Неретин А.А. Управление системами «человек-машина»: Учеб. пособие. М.: МАДИ, 2013. 

5. Роберт И В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-метод. пособие / Под ред. И.В. Роберт. М.: Дрофа, 2008. 

Р.В. МАЙЕР
Майер Роберт Валерьевич ~ доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физики и дидактики физики Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко, заслуженный деятель науки Удмуртской Республики, ~ robert_maier@mail.ru

Компьютерные модели понимания и усвоения учебного материала


Страницы / Pages: 32-38

Аннотация / Annotation:
Предложены две модели процесса обучения. Модель 1 основана на предположении, что сообщаемая учителем информация состоит из блоков, объединяющих по 4–6 элементов учебного материала. Ученик понимает новый блок сообщаемой информации лишь тогда, когда он успевает понять каждый входящий в него ЭУМ до прихода следующего информационного блока. Модель 2 позволяет проанализировать изменение количества знаний ученика во время обучения и после его окончания.


Ключевые слова / Keywords:
дидактическая система, компьютерное моделирование, информационно-кибернетический подход, передача информации, понимание, усвоение, теория обучения.


Список литературы:
1. Атанов Г.А., Пустынникова И.Н. Обучение и искусственный интеллект, или Основы современной дидактики высшей школы. Донецк: Изд-во ДОУ, 2002. 

2. Аткинсон Р., Бауэр Г., Кротерс Э. Введение в математическую теорию обучения. М.: Мир, 1969. 

3. Леонтьев Л.П., Гохман О.Г. Проблемы управления учебным процессом: математические модели. Рига, 1984. 

4. Свиридов А.П. Статистическая теория обучения: Монография. М.: Изд-во РСГУ, 2009. 

5. Ивашкин Ю.А., Назойкин Е.А. Мультиагентное имитационное моделирование процесса накопления знаний // Программные продукты и системы. 2011. № 1. 

6. Имаев Д.Х., Котова Е.Е. Моделирование и имитация процессов обучения с разделением дидактических ресурсов. Динамический подход. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2014. 

7. Кудрявцев В.Б., Вашик К., Строгалов А.С. и др. Об автоматном моделировании процесса обучения // Дискретная математика. 1996. Вып. 4. Т. 8. 

8. Шеннон Р. Имитационное моделирование систем: искусство и наука. М.: Мир, 1978. 

С.Н. УСОВА
Усова Светлана Николаевна ~ кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры воспитательных систем Академии социального управления, ~ usova.svetlana@mail.ru
К.В. ХАЙБУЛИНА
Хайбулина Каринэ Владимировна ~ кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин Академии социального управления, ~ karinahi@yandex.ru

Разработка и практическая реализация виртуальной стажировки в дополнительном профессиональном образовании


Страницы / Pages: 39-46

Аннотация / Annotation:
В статье рассмотрены особенности разработки и практической реализации виртуальной стажировки с ограниченным выбором (модель 1) в дополнительном профессиональном образовании Московской области.


Ключевые слова / Keywords:
электронное обучение, виртуальная стажировка, виртуальные стажировочные площадки, виртуальное консультирование, 3К-технологии, учебная мобильность педагога.


Список литературы:
1. Морозов А. Школьники уходят в облака [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ng.ru/education/2011-09-06/8_shkolniki.html.

2. Литвинова С.Г. Облачно–ориентированная учебная среда школы: от кабинета до виртуальных методических предметных объединений учителей // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17. № 1. 

3. Горбунова Л.Н., Семибратов А.М. Виртуальное консультирование как инновационный образовательный ресурс в повышении квалификации педагогов // Информатика и образование. 2005. № 7. 

4. Кошель Н.Н. и др. Модельная программа подготовки андрагогов: Учебно-метод. пособие / Под ред. Н.Н. Кошель. Минск: АПО, 2011. 

5. Горбунова Л.Н., Семибратов А.М. Виртуальная стажировка педагогических работников как феномен развивающегося образовательного пространства дополнительного профессионального образования: Материалы XXV Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2015») 06–07 ноября 2015 [Электронный ресурс]  // Режим доступа : http://ito.su/main.php?pid=26&fid=9422.

МЕТОДИКА И ОПЫТ

Е.В. МУРЮКИНА
Мурюкина Елена Валентиновна ~ кандидат педагогических наук, доцент Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиал Ростовского государственного экономического университета, ~ mediashkola@rambler.ru

Технология проведения занятий со студентами по тематике синтеза медиакритики и медиаобразования


Страницы / Pages: 47-56

Аннотация / Annotation:
В статье отражается ход экспериментальной работы со студентами Таганрогского института им. А.П. Чехова, в рамках которой были организованы и проведены занятия, синтезирующие медиакритику и медиаобразование. В частности, речь идет о технологии проведения двух занятий со студентами. Первое предполагало анализ медиакритических сайтов в России, Белоруссии и Украине. На втором студенты классифицировали сайты по медиакритике, делали выводы об использовании медиатекстов на медиаобразовательных занятиях с учащимися разных возрастов.


Ключевые слова / Keywords:
студенты, технология, занятия, синтез, медиаобразование, медиакритика.


Список литературы:
1. Кинокритик (Белоруссия) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://critic.by.

2. Мегакритик (Россия) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.megacritic.ru.

3. Медиакритика (Белоруссия) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mediakritika.by.

4. Медиакритика (Украина) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mediakrytyka.info.

5. Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 2001. 

6. О проекте [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mediakritika.by.

7. Персональный сайт Романа Баканова [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://romanbakanov.ucoz.ru.

8. Телекритика (Украина) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.telekritika.ua.

О.М. КОРЧАЖКИНА
Корчажкина Ольга Максимовна ~ кандидат технических наук, старший научный сотрудник Института проблем информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук, ~ olgakomax@gmail.com

Решение задачи аппроксимации нерегулярных кривых в профильном курсе информатики для средней школы


Страницы / Pages: 57-71

Аннотация / Annotation:
В статье обсуждаются проблемы аппроксимации сильно изрезанной кривой с помощью фрактальных интерполяционных функций в профильном курсе информатики для средней школы. Приводится пример решения задачи аппроксимации береговой линии полуострова Крым методом индексирования координат.


Ключевые слова / Keywords:
аппроксимация, изрезанная кривая, фрактальная интерполяционная функция, метод индексирования координат.


Список литературы:
1. Manousopoulos P., Drakopoulos V., Theoharis Т. Curve fitting by fractal interpolation. Lecture Notes in Computer Science // Computer Analysis of Images and Patterns. 2007. Vol. 4673. 

2. МакГрат М. Программирование на Python для начинающих. М.: ЭКСМО, 2015. 

3. Cochran W.O., Hart J.C., Flynn P.J. On approximating rough curves with fractal functions // Proc. Graphics Interface. 1998. Vol. 1. 

4. Mazel D.S. Representation of discrete sequences with three-dimensional iterated function systems // IEEE Trans. Signal Processing. 1994. Vol. 42. 

5. Mazel D.S., Hayes M.H. Hidden variable fractal interpolation of discrete sequences // Proc. Int. Conf. ASSP. 1991. Vol. 1. 

6. Uemura S., Haseyama М., Kitajima Н. Efficient contour space description by using fractal interpolation functions // IEEE Proc. ICIP. – 2002. Vol. 1. 

7. Dalla L., Drakopoulos V. On the parameter identification problem in the plane and the polar fractal interpolation functions  // J. Approx. Theory. 1999. Vol. 101. 

В.К. ГРИГОРЬЕВ
Григорьев Виктор Карлович ~ кандидат технических наук, доцент, доцент Московского технологического университета (МИРЭА), ~ grigoriev@mirea.ru
Г.А. РЕГЕНТОВ
Регентов Георгий Александрович ~ аспирант Московского технологического университета (МИРЭА), ~ regentov@mirea.ru

Метод бета-тестирования, базирующийся на опережающем обучении массового профессионального пользователя


Страницы / Pages: 72-82

Аннотация / Annotation:
В статье рассматривается опережающее электронное обучение массовых пользователей после выполнения функционального и интерфейсного тестирования программного продукта. Предлагается использовать результаты этого обучения для бета-тестирования. Дается методика функционального и интерфейсного бета-тестирования на основе результатов обучения массового пользователя программного продукта. Описываются результаты экспериментального исследования данной методики.


Ключевые слова / Keywords:
опережающее обучение, бета-тестирование интерфейса, технологии электронного опережающего обучения.


Список литературы:
1. Решетько Н.И. Роль CRM-систем в разработке и реализации стратегии развития предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 6. 

2. Филатова Н.Н., Ахремчик О.Л., Вавилова Н.И. Проектирование тренажерных комплексов для технического образования. Тверь: Тверской государственный технический университет, 2005. 

3. Липаев В.В. Тестирование компонентов и комплексов программ. М.: СИНТЕГ, 2010. 

4. Канер С., Фолк Дж., Кек Нгуен Е. Тестирование программного обеспечения. Фундаментальные концепции менеджмента бизнес-приложений. М.: ДиаСофт, 2001. 

5. Савин Р. Тестирование Дот Ком, или Пособие по жестокому обращению с багами в интернет-стартапах. М.: Дело, 2007. 

6. Захаров В.А. Проблема эквивалентности программ: модели, алгоритмы, сложность: Автореф. дис. ... д-ра физ.-мат. наук. М., 2011. 

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – СОВРЕМЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

И.Ю. КОЦЮБА
Коцюба Игорь Юрьевич ~ ассистент кафедры интеллектуальных технологий в гуманитарной сфере, преподаватель факультета среднего профессионального образования Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, ~ igor.kotciuba@gmail.com
М.Я. ГАЛЬПЕРИН
Гальперин Михаил Яковлевич ~ студент факультета среднего профессионального образования Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, ~ odskiyllo@yandex.ru

Автоматизация процессов организации и проведения интеллектуальных игр в рамках образовательного процесса


Страницы / Pages: 83-88

Аннотация / Annotation:
В статье рассматривается актуальность организации и проведения интеллектуальных игр в образовательном процессе, а также предлагаются методы автоматизации данных процессов (на примере интеллектуальной игры формата «Самый Умный»), как при очном, так и дистанционном обучении. Сформулированы основные функциональные требования к приложению для поддержки организации и проведения интеллектуальной игры данного формата, а также представлены его разработанные интерфейсы.


Ключевые слова / Keywords:
интеллектуальные игры, образовательный процесс.


Список литературы:
1. Певнев М.С. Интеллектуальная игра в образовательном процессе: ценностно-целевой, мотивационный и функциональный аспекты // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2006. № 4. 

2. Мандель Б.Р. Интеллектуальная игра: социокультурный феномен в движении (к вопросам истории и определения сущности) // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 2. 

3. Ханнанова-Фахрутдинова Л.Р., Хацринова О.Ю., Иванов В.Г. Организация и проведение дидактических игр в технологическом вузе  // Вестник Казанского технологического университета. 2008. № 6. 

4. Гроголева О.Ю., Анкудинова В.С. Типологические особенности личности участников интеллектуально-психологической игры «Мафия» // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2014. № 2. 

5. Международный клуб «Самый Умный». Официальный сайт [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.umniy.tv.

6. Кайсарова Д.В., Коцюба И.Ю. Использование интеллект-карт для длительного наблюдения за процессом усвоения обучающимися содержания дисциплины // Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. № 4. 

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

А.Д. БЕРЕСНЕВ
Береснев Артём Дмитриевич ~ старший преподаватель Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, ~ open.look@gmail.com
Н.Ф. ГУСАРОВА
Гусарова Наталия Фёдоровна ~ кандидат технических наук, старший научный сотрудник, доцент Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, ~ natfed@list.ru
В.В. СЫСОЕВА
Сысоева Валерия Валерьевна ~ студент Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, ~ keiraharvi@mail.ru

Формирование онтологии инновационной предметной области для использования в системе управления обучением


Страницы / Pages: 89-102

Аннотация / Annotation:
Рассматривается методика формирования онтологии инновационной предметной области «Мобильные облачные вычисления» для использования в системе управления обучением (СУО). Методика позволяет в полуавтоматическом режиме выделять те концепты построенной онтологии, для которых в существующей СУО отсутствуют учебные объекты (УО). Обоснован выбор критериев отбора материалов для построения онтологии, дано пошаговое описание процесса ее разработки. Методика позволяет формировать сложные УО, развивать существующие УО, а также выявлять тематику УО, подлежащих разработке.


Ключевые слова / Keywords:
системы электронного обучения, объединение онтологий, мобильные облачные вычисления, системы управления обучением.


Список литературы:
1. Ellis R.K. Field Guide to Learning Management Systems. ASTD Learning Circuits, 2009. 

2. Добров Б.В., Иванов В.В., Лукашевич Н.В., Соловьев В.Д. Онтологии и тезаурусы: модели, инструменты, приложения. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. 

3. Masud M. Collaborative e-learning systems using semantic data interoperability // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 61. 

4. Al-Hudhud G. Aspect oriented design for team learning management system // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 51. 

5. Munoz A., Lasheras J., Capel A., Cantabella М., Caballero А. OntoSakai: On the optimization of a Learning Management System using semantics and user profiling  // Expert Systems with Applications. 2015. Vol. 42. 

6. Gasevic D., Jovanovic J., Devedzic V., Boskovic М. Ontologies for reusing learning object content [Electronic resource] // Fifth IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies (ICALT’05). – Access mode : http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.109.7254&rep=rep1&type=pdf.

7. Mouromtsev D., Kozlov F., Parkhimovich O., Zelenina М. Development of an ontology-based e-learning system // Knowledge Engineering and the Semantic Web. 2013. 

8. Fernando N., Loke S.W., Rahayu W. Mobile cloud computing: A survey // Future Generation Computer Systems. 2013. Vol. 29. Is.1. 

9. Khana A.N., Mat Kiaha M.L., Khanb S.U., Madanic S.A. Towards secure mobile cloud computing : A survey // Future Generation Computer Systems. 2013. Vol. 29. Is. 5. 

10. Валгина Н.С. Теория текста: Учеб. пособие. М.: Логос, 2003. 

Ю.В. БОБЫЛЁВ
Бобылёв Юрий Владимирович ~ доктор физико-математических наук, доцент, профессор Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, ~ physics@tspu.tula.ru
А.И. ГРИБКОВ
Грибков Александр Иванович ~ кандидат физико-математических наук, доцент, доцент Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, ~ physics@tspu.tula.ru,
Р.В. РОМАНОВ
Романов Роман Васильевич ~ кандидат физико-математических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, ~ rom_rom_vas@mail.ru,
Р.Р. РОМАНОВ
Романов Роман Романович ~ студент Тульского государственного университета, ~ rom_rom_vas@mail.ru

Интегрированный комплект для лабораторного практикума по физике


Страницы / Pages: 103-113

Аннотация / Annotation:
В работе рассматривается возможность объединения компьютерного моделирования с натурным экспериментом. Приводится пример использования известных и авторских программных продуктов, демонстрирующий эффективность совмещения теории с реальным и виртуальным опытами в процессе обучения физике.


Ключевые слова / Keywords:
компьютерное моделирование, виртуальный эксперимент, лабораторная работа.


Список литературы:
1. Данилов О.Е. Компьютерная визуализация полей физических величин в учебном процессе // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. № 6 (96). 

2. Лаптенков Б.К., Тихомиров Ю.В. Опыт организации виртуального лабораторного практикума по курсу физики // Дистанционное и виртуальное обучение. 2005. № 6. 

3. Баранов А.В., Петров Н.Ю. Натурный эксперимент и компьютерное моделирование в комплексном элективном курсе по физике // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 6 (108). 

4. Гольдин Л.Л., Игошин Ф.Ф., Козел С.М. и др. Лабораторные занятия по физике: Учеб. пособие / Под ред. Л.Л. Гольдина. М.: Наука, 1983. 

5. Суровцев И.В. Определение удельного заряда электрона методом магнитной фокусировки: Методические указания к лабораторной работе. Новосибирск: НГУ, 2005. 

А.А. ПЕЧНИКОВ
Печников Андрей Анатольевич ~ доктор технических наук, доцент, руководитель лаборатории телекоммуникационных систем, главный научный сотрудник Института прикладных математических исследований Карельского научного центра Российской академии наук, ~ pechnikov@krc.karelia.ru

Структура веб-сайта: пример мелкозернистого исследования


Страницы / Pages: 114-124

Аннотация / Annotation:
В работе описана формализованная процедура исследования структуры веб-сайта вебометрическими методами. Использование теоретико-графовой модели позволяет анализировать его структуру, оценивать ее с точки зрения значимости страниц по PageRank и моделировать результаты управляющих воздействий.


Ключевые слова / Keywords:
веб-сайт, веб-граф, PageRank, структура сайта.


Список литературы:
1. Björneborn L., Ingwersen Р. Toward a basic framework for webometrics // Journal of The American Society for Information Science and Technology. 2004. Vol. 55 (14). 

2. Thelwall M.A History of Webometrics // Bulletin of the American Society for Information Science and Technology. August/September 2012. Vol. 38. № 6. 

3. Блеканов И.С., Сергеев С.Л., Максимов А.Ю. Исследование структурных характеристик крупных веб-сегментов // Вестник СПбГУ. Сер. 10. Прикладная математика. Информатика. Процессы управления. 2016. Вып. 1. 

4. Нвохири А.М., Печников А.А. Анализ веб-сайтов нигерийских университетов // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 6. 

5. Liu Y., Ma Z.M., Zhou С. Web Markov Skeleton Processes and Their Applications // Tohoku Mathematical Journal. 2011. № 63. 

6. Горбунов А.Л. Марковские модели посещаемости веб-сайтов // Интернет-математика 2007: Сб. работ участников конкурса научных проектов по информационному поиску. М., 2007. 

7. The Open Graph Viz Platform [Electronic resource] // Access mode: https://gephi.org.

8. Brin S., Page L. The Anatomy of a Large-Scale Hypertextual Web Search Engine // Computer Networks and ISDN Systems. 1998. № 30. 

Е.О. РУДНЕВА
Руднева Екатерина Олеговна ~ преподаватель Липецкого государственного педагогического университета, ~ texnouniver@mail.ru

Исследование профессиональных требований работодателей к бакалаврам по направлению подготовки «Информационная безопасность»


Страницы / Pages: 125-129

Аннотация / Annotation:
В данной статье рассматриваются вопросы повышения качества подготовки бакалавров по информационной безопасности.


Ключевые слова / Keywords:
информационная безопасность, профессиональные требования, вуз, профессиональная компетентность, работодатели. 


Список литературы:
1. Макаренко С.И. Информационная безопасность: Учеб. пособие для студентов вузов. Ставрополь: СФ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009

2. Марков А.А. Некоторые аспекты информационной безопасности в контексте национальной безопасности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. 2011. № 1. 

3. Новикова И. Стратегия информационного развития и национальная безопасность России // Власть. 2009. № 2. 

4. Попова Е.П. Выбор ориентиров развития вузов: взгляд с позиции организационной теории // Социология образования. 2012. № 9. 

5. Позаненко А.А., Жидкевич Н.Н., Плюснин Ю.М. Несоответствие работы полученному образованию: случай современных российских отходников // Социология образования. 2015. № 12. 

6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. М.: Высшая школа, 1991.

7. Ситников А.В. Глобализация, современное общество и цели образования в России // Право и образование. 2004. № 6. 




http://www.muh.ru СГУ-ТВ


URL: http://www.edit.muh.ru | webmaster: webmaster@muh.ru | тел.(495) 926-8308, доб.43-69
Copyright © 2003-2016, СГУ